Идея этой статьи родилась во время очередного перечитывания книжки Стакпола в которой автор объясняет причины проигрыша Кланов (по версии ФАСА). К тому же эту версию не раз употребляли на форуме сторонники Внутренней Сферы. Сводится же она к тому, что изучив тактику Кланов, сфероиды стали активно применять тактику ближнего боя (включая засады, сражения в лесах, болотах и т.п.) и благодоря этому свели на нет преимущество технологии Кланов. Именно этим объясняют неудачные действия Ягуаровской Галактики Бета на Токайдо или поражение Клана Стальной Гадюки (тамже). Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что ближний бой выгоднее скорее Кланам, чем Сфере. Да, действительно, дальность обнаружения и стрельбы в ближнем бою не рулят. Действительно, такой тип ведения боя больше не позволял воинам Клана расстреливать боевые машины Сферы с запредельных дистанций, а спецмаскировка сводила превосходство в радарах на нет. Однако, если посмотреть описание вооружения Внутренней Сферы и Кланов, то можно заметить, что точность ведения огня на ближней дистанции и мощность, на ближней дистанции, больше у последних. Т.е. оружие Кланов мощнее и точнее, а вот часть оружия Вн. Сферы в ближнем бою неспособно вести точный огонь (не из-за пилота, а в силу конструктивных особенностей). К тому же и понятие близости у Кланов шире, т.е. даже лишние 5-10 метров могли дать Клановцу преимущество, а вот сфероид был в очень узком диапазоне - чуть дальше и оружие наносит меньше повреждений, чуть ближе и стреляет менее точно. Следует так же заметить, что из-за лучших ТТХ на машинах Клана при том же весе, что и у Сферы, обычно стояло больше вооружения. (Те же кто считает, что они ставили только дальнобойное оружие, могут посмотреть на конфиг Dasher D) Значит, что в ближнем бою огневая мощность машин Клана была значительно выше, чем у их аналогов из Вн. Сферы. Вопреос второй - охлождение. Учитывая, что машины Кланов охлаждались быстрее (двойные охладители, меньшие массогабариты) то значит и стрелять они могли из большего количества оружия, да и чаще. А соответственно и интенсивность и плотность огня у них выше. Если кто повелся на рассказы о том, как КомГвардейские машины в болотах практически не перегревались, то нужно отметить, что машины Ягуаров не испытывали таких проблем вообще, т.к. двойной теплоотвод в воде рассеивает тепло ничуть не меньше. Ну а что касается рассказов о охлождающих костюмах (реликвия Звездной Лиги в Сфере доступная только избранным пилотам КомГвардии), то в Кланах такие костюмы должен был иметь каждый, т.к. они по утверждению ФАСА сумели сохранить все военные технологии Звездной Лиги и даже усовершенствовать многие из них (откуда и перевес). А то, что они пользуются только жилетами говорит не в пользу редакторов ФАСА. Вопрос третий - меткость стрельбы. Что касается технической части, то и здесь у Кланов перевес - компьютер наведения (проклятие настольника) работает на любых расстояниях, а так же помогает концентрировать огонь на определенной части боевой машины противника (эмулировано даже в Mechwarrior), а соответственно при немереной огневой мощи(см. выше) для противника смерти подобно. Как результат время уничтожение противника резко сокращается. Что же касается пилотов, то во всех источниках (худ.лит.,мануалы и пр.) презнается преимущество воинов Клана. (Хотя в компаниях часто даются примерно равные данные - для баланса) Но даже принимая во внимание любые маразмы, доводы и подтасовки, воины Кланов как минимум равны их оппонентам из Сферы (в масее, а не в случае Кай Алард Ляо против кадета сибгруппы), а соответственно этот фактор можно выбросить. Вопрос четвертый - живучесть. В большинстве источников неоднократно упоминается фантастическая живучесть машин Кланов ("Черные Шипы" не в счет :)). Вызвано это и преимуществом в броне и ее количеством (места под броню остается больше, да и свободного места) часто большим, чем даже у сфероидных боевых роботов. Плюс наличие систем сброса боеприпасов, что помогает избежать гибели в случае взрыва боеприпасов. Значит в любом бою и в дальнем, и в ближнем, робот Клана выдержит больше поподаний, чем сфероид. Что при превосходстве в плотности и интенсивности огня дает ему превосходство. Вопрос пятый - маневренность. Если судить по техническим описаниям, скорость боевых машин Клана выше, чем у аналогичных роботов Сферы. В ближнем же бою маневренность = жизнь. Те кто играет в симулятор меня поймут. Очень тяжело что-то сделать, когда не можешь поймать противника в прицел. В этом случае маленькая дистанция играет против сферы, т.к. в случае прицеливания в движущийся объект делать это легче на растоянии. Учитывая отсутствие усовершенствованного компьютера наведения задача становится еще тяжелее. Ну а теперь возьмем упрощенный до максимума пример: Мех Клана: броня 15, 4 лазера с повреждением 5. Мех Сферы: броня 12 (при том же весе), 3 лазера(на тот же вес) с повреждением 4. Ближний бой - оба стреляют на минимальных дистанциях Клановец попадает 4-мя, Сфероид 2-мя (нет компьютера, меньшая маневренность, погрешность оружия сферы). Результат - Клановец наносит 20 ед. повреждения, получает 8. Сфероид наносит 8, получает 20. Отсюда вывод - клановец убивающий в одном бою 2-3 противников может восприниматься как норма, а вот сфероид убивающий 2-3 противников - нонсенс, ему бы с одним справиться. P.S. Отсюда и такая любовь к роботам Кланов у игровой общественности. На Сфере катаются только против Сферы или после скандалов и выбивания преимуществ. -- Red Dragon, Clan Smoke Jaguar -- Вы мне еще за Токайдо ответите. (фильм "Клановец-2")